суббота, 28 января 2023 г.

Материалы для отделки древесины

Материалы для отделки древесины

Для защиты от вредных воздейст­вий внешней среды и придания луч­шего внешнего вида лицевую поверх­ность древесины покрывают тонким защитным слоем из пленкообразую­щих, составов (лакокрасочных мате­риалов). Различают два основных вида, по­крытия:

1) покрытия с сохранением тексту­ры древесины (прозрачная отделка);

2) покрытия с закрыванием тексту­ры древесины (непрозрачная отдел­ка).

Прозрачные покрытия применяются для отделки изделий, изготовленных из ценных, красивых по строению и расцветке пород. Непрозрачные — при отделке изделий, изготовленных из дешевых пород дерева, а также изде­лий, эксплуатируемых в тяжелых ус­ловиях и на открытом воздухе.

Применяемые для отделки древе» саны материалы сводятся к двум группам:

1) основные лакокрасочные мате­риалы: грунты, шпатлевки, красите­ли, краски, лаки и политуры;

2) вспомогательные отделочные ма­териалы: отбеливающие, обессмоливающие и т. п.

Грунты, лаки, краски представляют собой композиции из ряда исходных 1 веществ:

1) красящих веществ;

2) пленкообразующих;

3) растворителей и разбавителей; 4)' пластификаторов или. смягчите­лей; 

5) сиккативов;

6) наполнителей. Красящие вещества — красители, протравы, пигменты

Красители бывают естествен­ные и синтетические. В настоящее время в промышленности в основном применяются синтетические красите­ли, представляющие собой сложные органические соединения. Растворы красителей способны проникать в дре­весину и окрашивать ее, не вуалируя текстуру.

Для крашения древесины применя­ются следующие группы красителей: 
1) основные, 
2) кислотные, 
3) пря­мые, 
4) сернистые, 
5) протравные, 
6) нигрозины 
7) из группы про­чих — гуминовые красители.

Недостатком прямых, основных и кислотных красителей является слаая устойчивость к свету. Кислотные красители мало устойчивы к смыванию водой. Прямые, кислотные и ос­новные красители применяются в ви­де водных растворов концентрацией от 0,1 до 1—2%.

Для приготовления раствора краси­телей применяется мягкая или смяг­ченная добавкой (около 0,1%) каль­цинированной роды или нашатырно­го спирта вода. Для лучшего раство­рения красителей воду нагревают до 80—90° и после растворения охлаж­дают до комнатной температуры. Для более глубокого проникновения в дре­весину в раствор добавляют до 5% нашатырного спирта.

Сернистые красители применяют для крашения хвойной древесины, так как при этом не требуется обессмоливания древесины.

Способ приготовления сернистого красителя: смешивают краситель с кальцинированной содой и затирают в пасту с небольшим количеством мягкой воды, прибавляют отдельно приготовленный раствор сернистого натрия и нагревают до кипения. Ра­створ фильтруют через ткань.

Состав красильного раствора в г на 1 л воды:

Краситель сухой . . . . .        0,5—3 
Краситель в виде пасты .. . 1—8 
Сода кальцинированная . .  1—2 
Сернистый натрий . . . . .     0,6—'6

При крашении протравными краси­телями материал сначала обрабаты­вают раствором протравы. При по­следующей обработке красителем по­следний вступает в реакцию с про­травой, образуя на волокнах нераст­воримое окрашенное соединение.

Нигрозин воднорастворимый — чер­ный органический краситель, дающий на древесине в слабых растворах (0,5%) синевато-серую ив концен­трированных растворах (до 5%) чер­ную окраску. Неустойчив к свету.

Гуминовые красители являются ос­новными при отделке мебели, извест­ны под названием ореховой морилки или орехового бейца. Цвет красите­ля — от коричневого до бурого. Устой­чив к свету, неустойчив к смывке.

Протравами называют раство­ры солей некоторых металлов, способных вызывать изменение, окраски древесины благодаря химическому взаимодействию между солью и со­держащейся в древесине дубильной кислотой. Наиболее распространенные протравы: хромовокислый и двухро-мовакислый калий, медный купорос, железный купорос, хлорное железо, марганцевокислый калий. Употребля­ются протравы в виде 1 — 5%-ных вод­ных растворов этих солей.

Древесина дуба, ореха, красного дерева и других пород, богатых ду­бильными кислотами, окрашивается одними протравами. Древесину бере­зы, сосны, ели и др. предварительно перед окрашиванием протравами об­рабатывают раствором дубильных веществ (пирогалловая кислота, таннин, пирокатехин и др.). Дубители применяют в виде 1—5%-ных раство­ров в горячей воде:

Хромовые и медные протравы дают по таннину коричнево-желтоватые то­на, по пирогалловой кислоте — корич­невые, по пирокатехину — коричневые с зеленоватым оттенком. Железные протравы дают синевато-серые окраски.

Пигменты — нерастворимые кра­сящие вещества, являются составной частью всех непрозрачных красок.

Белые пигменты: белила цинковые, свинцовые, литопонные, баритовые, мел. 

Белила цинковые в продажу посту­пают в сухом виде (ГОСТ 202-41) и густотертые (ГОСТ 482-41). Упот­ребляются в масляных красках для покраски внутри помещения.

Белила свинцовые вредны. Приме­няются на ответственных наружных покрасках. В продажу поступают в виде густотертой краски (ОСТ НКТП 8190/1187).

Белила литопонные употребляются в масляных красках, редко—-в кле­евых. Нестойки к свету. Применяют­ся для окраски предметов, находя­щихся внутри помещения. Поступают в продажу в виде сухого пигмента (ГОСТ 907-53), водной пасты и гу­стотертой краски (ГОСТ 60-75-51).

Белила баритовые применяются в качестве наполнителя для удешевления и осветления цветных пигментов ив грунтовках для древесины.

Мел — самый распространенный пиг­мент для клеевых красок, является наполнителем для грунтовочных и шпатлевочных составов.

Желтые пигменты: охра, сиена на­туральная, свинцовый крон, цинковый крон.

Охра применяется в клеевых и ма­сляных красках, а также для ок­раски мастик и шпатлевок для древе­сины. В продажу поступает в сухом виде (ГОСТ--8019-56) и густотертая (ОСТ 18163-39).

Сиена натуральная имеет цвет от желтого до коричневого. Применяет­ся для малярных разделок под дуб и для внутренней окраски пассажир­ских вагонов.

Свинцовый крон (ГОСТ 478-41) применяется при изготовлении масля­ных, эмалевых и нитровых красок. Вреден.

Цинковый крон (ОСТ 10937-40) вы­пускается в порошке с наполнителя­ми. Употребляется для приготовления зеленых красок в смеси с лазурью.

Красные пигменты: сурик свинцо­вый, сурик железный, мумия естест­венная сухая, киноварь искусственная густотертая, марс красный.

Сурик свинцовый (ГОСТ 1.787-50) — лучший пигмент для водостойких красок. Выпускается в порошке. Ядо­вит.

Сурик железный (ГОСТ 8135-56) употребляется для изготовления грун­тов, эмалей и масляных красок (мар­ка А), для изготовления клеевых кра­сок (марка Б).

Мумия естественная сухая (ОСТ НКТП-3707) употребляется в тех слу­чаях, что и железный сурик, но усту­пает ему по качеству.

Киноварь искусственная густотер­тая (ОСТ 10934-40) представляет со­бой пасту, состоящую из киновари, тщательно затертой на олифе нату­ральной или на комбинированных олифах. Вредна. Применяется для неответственных работ.

Марс красный (ТУ НКПХ 1087-44) искусственный, устойчив к свету, вы­пускается в сухом виде.

К коричневым пигментам относится умбра Применяется в смеси с други­ми пигментами для окраски под цвет мореного дуба, в грунтовочных мас­тиках для подцветки их под море­ный д>б. Выпускается в сухом виде (ОСТ НКТП 7818-57) и густотертая (ОСТ 18163-39).

Синие пигменты: ультрамарин си­ний, сухой, лазурь малярная сухая.

Ультрамарин синий сухой (ОСТ НКТП-3160) применяется для под­цветки белых пигментов, придает им большую белизну. Для малярных ра­бот выпускается трех марок: УМ-1, УМ-2, УМ-3.

Лазурь малярная сухая, милори (ОСТ 10474-39) выпускается в виде порошка двух сортов: лазурь цель­ная без наполнителя и лазурь сор­товая с наполнителем Употребляет­ся для приготовления смешанных красок зеленых тонов.

Зеленые пигменты: зелень свинцо­вая, зелень цинковая.

Зелень свинцовая (ОСТ 1396640} выпускается сухая трех сортов: зе­лень цельная , зелень № 1 с напол­нителем 50% и № 2 с наполнителем 75%. Ядовита.

Зелень цинковая (ОСТ 10938-40) применяется для наружных и внут­ренних рабог. Выпускается в прода­жу сухая трех сортов: цельная,. «№1 и № 2 с наполнителями 50—75%. Зелень цинковая густотертая (10939-40) выпускается двух сортов: № 1 и № 2.

Сажа — черный пигмент. Употреб­ляется с наполнителем (тяжелый шпат), которого содержится до 70%. Применяется в черных масляных гу­стотертых красках (ГОСТ 6586-53) для наружных и внутренних работ.

Металлические пигменты: алюми­ниевая бронза, медная бронза, цин­ковая бронза.

Алюминиевая бронза — пигмент се­ровато-серебристого цвета. Имеет вы­сокие защитные свойства. Применяет­ся для окраски дерева и металла в инженерных сооружениях и других работах

Медная, или золотистая, бронза употребляется для декоративных отделок под золото. С течением време­ни темнеет. 

Цинковая бронза — серебристо-се­рый пигмент. Обладает стойкостью к коррозии и атмосферным влияниям. Применяется для окраски дерева и металла. Пленкообразующие вещества

Пленкообразующие вещества обла­дают способностью после нанесения их раствора на поверхность образо­вывать в результате испарения раст­ворителя или других процессов твер­дую и прочную пленку, хорошо сцеп­ляющуюся с изделием или смежным покрытием. В лакокрасочных составах для древесины в качестве пленкооб­разующих употребляются высыхаю­щие масла и олифы, смолы, эфиры целлюлозы, воски, белковые и крах­мальные клеи и др.

К высыхающим маслам отко­сятся льняное, конопляное, перилловое, древесное (тунговое). Перечне ленные сырые масла медленно сохнут (3 — 7 суток), дают пленку низкой твердости со слабым блеском. Для улучшения качества масляной плен­ки из сырых масел приготовляют оли­фы натуральные и олифы полунату­ральные

Олифа натуральная льня­ная и конопляная (ГОСТ 7931-56) применяется для изготовле­ния густотертых красок, а также в ка­честве самостоятельного материала для малярных работ.

Полунатуральные олифы представ­ляют собой заменители натуральных олиф. Олифы полунатуральные при­меняются для разведения густотер­тых красок при всех малярных на­ружных и внутренних работах, кроме случаев, где применяется только на­туральная олифа. Олифа сульфооксоль применяется для разведения густотертых красок только темных тонов.

Олифа глифталевая (ГОСТ 8040-56) употребляется для разведе­ния густотертых красок при наруж­ных и внутренних работах.

Выпускаются искусственные оли­фы: абиетоль, нафтеноль, карбоноль, которые могут применяться в малоответственных работах в строитель­стве.

Смолы являются основной со­ставной частью всех лаков и эмале­вых красок. Смолы делятся на три группы: смолы растительного проис­хождения; горные смолы, или асфаль-ты; синтетические, или искусственные, смолы.

Глазнейшие растительные смолы:

1. Канифоль. Для приготовления лаков употребляют канифоль, обра­ботанную соединениями металлов или спиртами.

2. Копалы, ископаемые смолы, при­меняются для изготовления масляных лаков высоких сортов.

3. Шеллак растворим в спирте и является лучшей смолой для мебель­ных лаков и политур. .

4. Сандарак хорошо растворим в спирте, эфире, ацетоне. Применяется при изготовлении спиртовых лаков.

Природные горные смолы, или асфальты, применяются при изготовле­нии черных асфальтовых лаков.

Синтетические, или искусственные, смолы:

1. Фенолформальдегидные смолы. Могут употребляться для приготов­ления бакелитовых лаков.

2. Новолачная смола иди тол — применяется как заменитель шелла­ка. По качеству сильно уступает шел­лаку: плохо полируется, несветостой­ка, с течением времени темнеет и т. п.

3. Глифталевые смолы широко при­меняются для приготовления масля­ных лаков, а также при изготовлении нитроцеллюлозных лаков.

4. Перхлорвиниловые смолы упот­ребляются при изготовлении перхлор-виниловых грунтов, эмалей, лаков хи­мически стойких (ГОСТ 7313-55) и пер хлорвиниловых эмалей (ГОСТ 6993-54).

Как пленкообразующие большое ме­сто в отделке изделий занимают эфиры целлюлозы. Для приготовления лаков, нитролаков и т. п. в основном используют эфир целлюло­зы — коллоксилин. Растворяется в ацетоне и эфирах уксусной кислоты. Неустойчив к свету и употребляется в лаках с другими смолами, увеличивающими светостойкость и блеск ла­ковых покрытий. Горюч.

Восковые пленки непрочны, об­ладают слабой прилипаемостью, име­ют незначительную твердость, невы­сокую температуру плавления. В ка­честве пленкообразующих воски при­меняются в виде грунтовок при от­делке спиртовыми лаками.

Пчелиный воск растворяется в бен­золе, сероуглероде, эфире и маслах, частично растворим в скипидаре и бензине. Температура плавления 60—63°

Температура плавления, кориаубскоро воска 84°. Добавляется в дру­гие вески для повышения температу­ры, плавления.

Китайский воск имеет температуру плавления 81 °.Цвет белый, строение кристаллическое. 

Заменителями восков являются це­резин и парафин.

Церезин по внешнему виду и свой­ствам похож на пчелиный воск. Температура плавления 60—70°. Парафин имеет температуру плав­ления от 38 до 70°. В восковых грун­тах по древесине могут применяться твердые парафины с температурой плавления не менее 60°.

Клеевая пленка хрупка, неводоупорна, легко вытирается. Мездро­вые и костные клеи применяются при приготовлении шпатлевок с добавле­нием масла или олифы.

Казеиновый клей находит примене­ние в малярных колерных красках, в шпатлевках и грунтовках для дере­ва. Крахмал используют в колерных красках для внутренней окраски по­мещений. Растворители и разбавители

Назначение растворителей — раст­ворять твердые пленкообразующие вещества и доводить их вязкость до рабочей. Растворителями являются спирты, ацетон, эфиры уксусной кис­лоты, скипидар и др. К разбавителям относятся бензин, бензол, толуол,кси­лол и др. Для разбавления нитрола­ков до рабочей вязкости промышлен­ность выпускает специальные смеси растворителей: № 646, № 647, № 648, № 649, РДВ, РМЛ-312 — для лаков холодного нанесения и  РМЛ-315 — для лаков горячего нанесения. Большинство растворителей огнеопасны, взрывоопасны и ядовиты. 

Пластификаторы

Для придания лакокрасочной плен­ке эластичности в состав материалов с хрупкими пленкообразующими вво­дят пластификаторы. В качестве пла­стификаторов в нитроцеллюлозных лаках применяют касторовое масло и некоторые эфиры фталевой и фосфор­ной кислот. В спиртовых лаках пла­стификаторами могут служить тер~ пентин, канифоль, касторовое масло и др. В клеевых шпатлевках смягчи­телем служит олифа или льняное масло. Сиккативы .

Для ускорения высыханий олиф, масляных лаков, масляных и эмале­вых красок применяются сиккативы. Сиккативы представляют собой сое­динение металлов (соли, окислы) ко­бальта, марганца, свинца, цинка. Жидкий сиккатив добавляется в оли­фу, лак или масляную краску в раз­мере 2,5—5%. В продажу выпуска­ются сиккативы № 63, № 64 (ГОСТ 1003-41) свйнцово-марганцевые. Сик­катив № 63 — светлый для светлых колеров красок, № .64 —темный, для темных колеров красок. Наполнители

Для приготовления малярных, сто­лярных грунтов и шпатлевок вместе с раствором пленкообразующего упо­требляют наполнители: мел, шпат, тальк, пемзу, каолин и др. Грунты

Грунтами называются лакокрасоч­ные составы, наносимые на чистую поверхность изделий в качестве пер­вого слоя отделочного покрытия. Грунты делятся на малярные, столяр­ные или мастики. Из грунтов Для от­делки дерева красками >и эмалями выпускаются следующие:

Грунт № 138 (ГОСТ 4056-48) раз­бавляется до рабочей вязкости толуолом, ксилолом или сольвентом ка­менноугольным. Время высыхания на воздухе 24 часа. По грунту № 138 мо­гут наноситься любые эмалевые кра­ски.
Состав столярных грунтовок
Таблица 16 Состав столярных грунтовок
Рецепты столярных грунтовок
Таблица 17 Рецепты столярных грунтовок

Грунт В-239 водоустойчив. Целесо­образно применять под покрытия, эксплуатируемые в условиях повы­шенной влажности.

Грунт № S 47 наносится распылите­лем. Разбавляется до рабочей вязко­сти одним из следующих растворите­лей: № 646, № 647, № 648 и РДВ. По грунту № 147 могут наноситься толь­ко нитроцеллюлозные эмали.

Столярные грунты (мастики) не должны закрывать или затемнять текстуру древесины. Промышленно­стью выпускается грунтовка столяр­ная (ОСТ 3180), грунтовка казеино-во-канифольная под нитролаки по де­реву (ТУ XII 345-41) и грунтовка нитроцеллюлозная (ТУ XII 717-41). Для изготовления грунтовок на ме­сте ЦНИИМОД рекомендует составы, приведенные в таблице 17.

Московским лесотехническим ин­ститутом (МЛТИ) и Центральным научно-исследовательским институтом лесохимии (ЦНИИЛХИ) рекомен­дуется грунтовочная эмульсия марки ГМ-11, не требующая после нанесе­ния на древесину удаления ворса. Эмульсия приготовляется на мебель­ных предприятиях. 

Бесцветная грунтовочная эмульсия ГМ-1 Г (состав в весовых частях) 

Мочевиноформ альдегид­ная смола МФ-17 . . . ............50 
Масло вазелиновое (ГОСТ 1840-52) .. . . . ....................13
Уайт-спирит (ГОСТ 3134-52) . ................................... . 10 
Вспомогательное сред­ство ОП-10 (ТУМХП 3554-53) ...... 5
Водный 5%-ный раствор щавелевой кислоты . .......... 10 
Цветная эмульсия для грунтования с одновременным крашением древесины дуба в коричневый цвет (состав в весовых частях) Смола М-17 ............... 50
Сухой гуминовый краси­тель (ореховая морилка) ........2 
Масло вазелиновое ........................................................ 13 
Уайт-спирит . ............................................................... . 11
ОП-10.............................................................................. . 5
Водный. ,5%-и ый раствор щавелевой кислоты . ....... 10

Порозаполнители

Для заполнения пор древесины пе­ред отделкой промышленность выпу­скает порозаполнительную жидкость КФ-1. КФ-1 применяется для таких пород дерева, как дуб, ясень, бук, «лен, светлый орех. Для темного оре­ха рекомендуется производить под­краску порозаполнительной жидко­сти битумными лаками: № 35, № 350, № 458, № 460. КФ-1 непригоден для заполнения пор на красном дереве вследствие затемнения текстуры.

При нанесении порозаполнитель следует быстро и равномерно распре­делить по поверхности щита с по­мощью плоской кисти, а затем, после втирания в поры, тщательно удалить избыток, протирая щит сухой ве­тошью поперек волокон.

МЛТИ и ЦНИЛХИ рекомендуют оорозаполвитель марки ПМ-11 сле­дующего состава (в весовых частях):

Окситерпеновая смола . . 9
Абиетиновая смола . . . 1
Вазелиновое масло ... 5
Скипидар ...... 10
Каолин сухого обогащения 6
ОП-10........ 2

Шпатлевки

По применяемым пленкообразую­щим различают шпатлевки масляные, лаковые и т. п.

Рецепты масляных шпатлевок

Рецепты масляных шпатлевок
Таблица 18 Рецепты масляных шпатлевок


Для мебели выпускается шпатлев­ка марки МБШ (ВТУ МХП 1635-47), разводится нитроклеем АК-20. Ирм температуре 18—20° высыхает за 2,5 часа.

Промышленность выпускает нитро-шпатлевии АШ-24, АШ-30, АШ-32. Лаки и политуры

Лаки представляют собой раство­ры пленкообразующих в органиче­ских растворителях. Назначение ла­ков — создать прозрачную пленку, защищающую поверхность древеси­ны от воздействия внешней среды, придать ей блеск, лучше выявить тек­стуру и т. д. В зависимости от при меняемых пленкообразующих лаки делятся на масляные,, смоляные, целлюлозные (нитролаки). Масляные лаки представля-iqt собой растворы смол в высыхаю­щих: маслах и их растворителях.
Лаки м а с л я н о-с м о л я н ы е общего употребления (ГОСТ 5470-50)
Таблица 19 Лаки м а с л я н о-с м о л я н ы е общего употребления (ГОСТ 5470-50)

Лаки шпатлевочные (ГОСТ 6807-53), предназначенные для приго­товления шпатлевочной массы, выпу­скаются № 74 и № -75. При необхо­димости разбавляются уайт-спири­том. Высыхают при температуре 18—22° С за 20—24 часа, при темпе­ратуре 60° С—за 6 часов. Смоляные лаки- это раст­вор смол в спиртах, поэтому эти ла­ки чаще называют спиртовыми. Содержание смол в спиртовых лаках 30—35%, в спиртовьрх политурах — 10—15%. Для отделки древесины применяют смоляные лаки: шеллачные, сандарачные, идитольные и ла­ки из смеси смол. Наилучшие покры­тия дают шеллачные лажи.
Примерные рецепты шеллачных лаков
Таблица 20 Примерные рецепты шеллачных лаков

Промышленностью выпускается лак спиртовой шеллачный мебельный (ГОСТ 7573-55). Применяется для отделки изделий из дерева, не под­вергающихся действию влаги.

Политуры спиртовые шеллачные (ГОСТ 7572-55) выпускаются № 13 — светлая (мутная), № 14 — светлая № 15 — красная, №, 16 — черная-Применяются для полирования деревянных изделий, а также для распор дарования поверхности, покрытой' шеллаком, масляным лаком или нит­ролаком.

Идитольные лаки и политуры об­разуют пленку низкого качества.

Нитроцеллюлозные лаки представляют собой раствор эфиров целлюлозы, смол и пластификаторов в смеси с органическими растворите­лями. Ниже указаны марки лаков ш область их применения.

Лаки холодного нанесения:

Ш 754. Широко применяется для отделки мебели, футляров радиопри­емников, телевизоров и часов. Поли-ровка лакового покрытия затрудни* телыга.

НЦ-312. Применяется при отделке дерева толщиной пленки не более 80 микрон. Хорошо полируется.

НЦ-316. Применяется для изделий, не требующих полировки покрытия, например, для деревянных игрушек.

№ 930. Применяется для верхних покрытий при имитационной отделке под различные породы дерева.

№ 757. Рассчитан на применение для отделки дерева не в производств венных условиях. Может наноситься кистью. 

ТК-3. То же, что и лак НЦ-312. 

Лаки для занесения с подогревом:

НЦ-315м. Может применяться для отделки полированной мебели.

НЦ-27. Может применяться для от делки лакированной мебели.

ТК-Н. То же, что и для лака ТК3,

Промышленностью для отделки дре­весины выпускаются нитролак и по­литура марки ВК-1 (ГОСТ 5171-49). Лак наносится на поверхность при помощи кисти или тампона. Политу­ра ВК-1 предназначается для поли­ровки деревянных изделий, предва" рительно покрытых лаком ВК-1. По­литуру наносят на поверхность при помощи тампона. Выпускается нитро-политура марки НЦ-314. Для мати­рования лаковых покрытий выпу­скается лак НЦ-49. Краски

Краски делятся на масляные, из­готовляемые на высыхающих расти­тельных маслах или олифах; лаковые,

иле эмалевые, изготовляемые на раз­личных лаках; клеевые, изготовляе­мые на водных клеевых растворах» Краски применяются для непрозрач­ной или укрывистой отделки древе­сины. Клеевые краски применяются преимущественно для окраски зда­ний, масляные и эмалевые краски при окраске изделий, подвергающих­ся воздействию атмосферы, для окраски дешевой мебели и предметов широкого потребления.

Промышленность выпускает краски масляные цветные густотертые для внутренних работ (ГОСТ 695-55) и краски масляные цветные густо­тертые для наружных работ., Для внутренних работ краски масляные для получения рабочей вязкости раз­водятся натуральной или уплотнен­ной олифой, для наружных — нату­ральной или глифталевой олифой. Выпускается много других масляных красок. Недостаток масляных кра­сок— медленное высыхание, в сред­нем около 24 часов, незначительный глянец.

Эмали общего употребления для внутренних работ (ГОСТ 64-56) из­готовляют на масляном и глифтале-вом лаке 28 цветов. Разводятся уайт-спиритом или скипидаром. Эмали предназначаются для окраски раз­личных деревянных и металлических конструкций, для окраски по штука­турке, линкрусту и дереву (за ис­ключением полов). Для наружных ра­бот выпускаются эмали пентафтале-вые марки ПФ (ГОСТ 6465-53) 18 цветов. Разбавители: сольвент ка­менноугольный, уайт-спирит, масло терпентинное или их смесь. Для де­рева применяются эмали ПФ-56 — белая, ПФ-57 — кремовая, ПФ-68 — черная, ПФ-65 — зеленая и др. Для внутренней отделки помещений по штукатурке и дереву могут приме­няться эмали эмульсионные марки СЭМ (ГОСТ 5787-51) разных цветов.

Нитроэмали представляют со­бой нитролаки, в которых хорошо распределены тонко растертые пасты пигментов. Для отделки дерева при­меняются нитроэмали марок ДМ и

ДМО (ГОСТ 5406-50) различных цве­тов (для отделки детской мебели js детских игрушек), ДМ белая и ДМ—г цвета слоновой кости (для отделки) медицинской мебели), НЦ-415 в НЦ-315 (для отделки кухонной мебели). Если требуется повышенная эластичность и высокая атмосферою стойкость покрытия, целесообразно,; применение эмалей марок НКО в, НПФ. Нитроэмали наносятся мето­дом распыления по загрунтованной. и зашпатлеванной поверхности. Дл? разбавления нитроэмалей применяют­ся растворители №646, №647, №648, РДВ, № 649. Эмали НКО и НПФ при/ разведении растворителем № 649 могут наноситься кистью. Время высы­хания — не более одного часа.

П ер х л о рви-ннловые э м а ли (ГОСТ 6993-54) представляют собой растворы перхлорвиниловой смолы в смеси летучих растворителей с до­бавлением других смол, пластификат торов и пигментов. Предназначаются для окраски различных деревянных или предварительно загрунтованных металлических изделий, эксплуатиру­ющихся в атмосферных условиях. Эмали на поверхность наносят рас-? пылением. Эмали перхлорвиниловте выпускаются различных цветов. Раз­бавляют эмали растворителем Р-4 или смесью растворителей следующе­го состава (в %): ацетон — 26, толу­ол— 62, бутилацетат —.12. Качество покрытия хорошее, сохнут при темпе-\ р ату ре 18—22° в течение одного часа. Разравнивающие, распределительные полировочные жидкости

Для выравнивания нитролакового покрытия непосредственно после его нанесения или после шлифовки для удаления рисок от шлифовальной шкурки служат разравнивающие, рас" пределительные жидкости. Разравни­вающие жидкости представляют со­бой смеси летучих органических ра­створителей с добавкой пластифика­торов.

Промышленность выпускает раз­равнивающие жидкости НЦ-313 и РМЕ.

Для полирования нитролакового по­крытия в придания ему зеркального блеска применяется полировочная жидкость № 18. 

Шлифовочно-полировочные пасты

Полирование шлифовочно-полиро­вочными пастами лаковых покры­тий — более экономичная операция по облагораживанию покрытия по сра!внению с полированием политура­ми. Полирование политурами воз­можно только для покрытий летучи­ми лаками (нитролаками, спиртовы­ми). Полирование пастами может применяться для покрытий всеми ви­дами лаков, кроме спиртовых. В про­мышленности широко применяется шлифовочно-полировочная паста

№ 290, представляющая собой смесь тонкого абразива с маслами.

Выполирование масла производят малоконцентрированной шеллачной политурой (5%-ной), полировочной водой, восковым составом № 3 или специальным составом СП-11. Отбеливающие и обессмоливающие материалы

Отбеливающие составы применяют­ся для выведения пятен и отбелива­ния древесины перед окрашиванием ее в светлые тона. Для отбеливания древесины применяется 15%-ный вод­ный раствор перекиси водорода и 6—10%-ный раствор щавелевой кис­лоты. При работе с этими раствора­ми необходимо пользоваться резиновыми перчатками. Для обессмоливания применяют водные растворы: 5—6%-ные кальцинированной соды, 5—6%-ные поташа, 4—5%-ные кау­стической соды. При работе с каль­цинированной содой надо пользовать­ся резиновыми перчатками и очками. Шлифующие материалы

Пемза представляет собой гор­ную породу вулканического проис­хождения. В продажу поступает'в ви­де кусков естественной лавы или в виде порошка. Молотая пемза при­меняется для обработки лакокрасоч­ных покрытий по древесине (для мокрого шлифования с водой) или входит в состав шлифовальных и по­лировочных паст.

Шлифовальная шкурка состоит из гибкой основы в виде бумаги или ткани, зерен абразивного состава и связки, крепящей абразивные зерна на основе. Шкурки различаются по виду основы (бумажные, полотняные, комбинированные), по виду связи (во­доупорные и неводоупорные), по ви­ду насыпи-абразива (стеклянные, кремневые, корундовые и др.), по но­мерам зернистости. В качестве осно­вы употребляют плотную бумагу (вес 100—-200 г/м2) и хлопчатобумажные ткани: миткаль, бязь, саржу и т. д. В качестве связки употребляются мездровые и костные клеи. Шкурки для мокрой шлифовки изготовляют на специальных водоупорных клеях (лаках), из синтетических смол. В зависимости от величины абразивных зерен шлифовальные шкурки разли­чаются по номерам.
Ориентировочные нормы расхода кроющих лакокрасочных материалов на один слой покрытия, г/м2
Таблица 21 Ориентировочные нормы расхода кроющих лакокрасочных материалов на один слой покрытия, г/м2
Ориентировочные удельные нормы расхода отделочных материалов на прозрачную отделку мебели на 1м3 отделываемой поверхности
Таблица 22 Ориентировочные удельные нормы расхода отделочных материалов на прозрачную отделку мебели на 1м3 отделываемой поверхности

В деревообрабатывающей промыш­ленности шкурка на бумаге приме­няется на многих операциях, за ис­ключением шлифования калевок на ленточных, станках, где от шкурки требуется особая гибкость. Строга­ную древесину сначала шлифуют шкуркой № 46, 60 или 80 и заканчи­вают № 320, 140 или 170. На трех» барабанных шлифовальных станках на первый барабан ставят шкурку № 24-46, на второй —№ 46-80 и на третий — № 80-120. Местную шпат­левку шлифуют шкуркой № 46-80, первые слои оплошной шпатлевки — № 80-120 и последние слои —>

№ 100-140. Грунтовки и первые слот лаков и красок- шлифуют шкурками № 120-170, последние слои отделоч­ного покрытия—-№ 170-280. Для шлифования древесины наиболее употребительными шлифующими ма­териалами являются: для мягких по­род — толченое стекло, для пород средней твёрдости — кремний, для твердых пород — электрокорунд.

К шлифующим материалам можно отнести протирочные материалы, употребляемые при приглаживании! поднявшегося ворса: луб, конский во­лос, древесная стружка, морская тра­ва, стальная шерсть, кожа, щетина.

Как разрушаются авиационные ангары на Балтийской Косе видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий